вторник, 8 октября 2013 г.

Коллекция кружев, Австрийский музей прикладного искусства

Свой рассказ о путешествиях вообще и о Вене в частности я хочу начать с одного музея. Я попала в него почти случайно, было некоторое количество свободного времени где-то уже в конце моего пребывания в Вене, через день меня снова ждала дорога, я была жутко уставшая и идти куда-либо уже особо не хотелось. Пошла целенаправленно в один из многочисленных парков, чтобы посидеть и отдохнуть, и обнаружила по пути MAK - Österreichisches Museum für angewandte Kunst, по нашему - Австрийский музей прикладного искусства. Почему зашла - не знаю, была уже слишком переполнена впечатлениями, казалось, что уже ничего не может поразить моего воображения. Однако, я ошиблась. Музей очень красивый сам по себе, и снаружи, и внутри. И очень разный по экспонатам - тут тебе и мебель, и посуда, Восток (опять же, фарфор, ткани, рисунки и резьба по кости), чудесные витражи, и экстра-современные выставки. Он открывался мне как волшебная шкатулка. Почему-то плана музея и выставок в нем не оказалось. Сначала мне показалось, что там всего три-четыре экспозиции. Но их оказалось гораздо больше, более того, уже в третьем зале я просто пропала. Иногда ненавязчивые венские смотрители музея (в отличие от наших музейных бабушек там на этой роли в основном молодые люди) заглядывали в зал, убеждались, что у меня все хорошо, что я всего-лишь зависаю над витринами, а не лежу в обмороке от всего этого великолепия, удалялись. Об этом зале вам сегодня и расскажу.
Экспозиция называется "Ренессанс. Барокко. Рококо". Фарфор, мебель и кружева. Как я прочитала позже, в музее хранятся крупнейшие в мире коллекции кружев и венецианского стекла. Стекло я не увидела, возможно, оно находится на втором этаже, где в это время был ремонт, а, может, мне просто было не до него. А вот кружева я вам покажу.
Сразу извинюсь за количество фото (очень сложно выбрать самое-самое) и за их качество - фотографировала на телефон, т.к. на фотоаппарат без вспышки не  получалось хоть как-то прилично снимать в помещении.
Воротник, Италия, вторая половина 16 века. Вышивка по ткани, только край обработан фриволите. Вот тут - покрупнее:

Насколько я поняла, это накладка на подушку. Хотя размер не подушечный. По крайней мере. я предпочитаю подушки поменьше раза в полтора. Италия, 16 век.
А это уже другая техника. Вы только представьте себе, как это вышивалось. Ткань - светится,  просто паутинка, мне кажется, такой тонкой сейчас не найти. Вышивалось, скорее всего, шелком, ниточка тонюсенькая. Это детали кружева женского чепца, Фландрия, первая четверть 18-го века.
Тут вышивка чуть грубее (по сравнению с предыдущей!), но попробуйте это повторить! Узор, кстати, почти родной, такой весь осенний - тут тебе и желуди, и шиповник. Как говорится, то, что мы и сами любим вышивать))))
Бордюр, Милан, вторая четверть 17 века. Оцените размеры. Точно не могу сказать, измерить вышивку не догадалась, но цветок на нижнем справа фото в диаметре сантиметров 12-14, т.е. ширина полотнища где-то 60 см.
Слева - кружевная отделка и части чепца, Франция, конец 17-го века, край тоже частично выполнен на коклюшках. Справа воротник, Франция, первая четверть 17 века.
 Этот мотив мне напоминает нашу сказку про Жар-птицу. Правда, похоже?
Это - галстуки. Слева - Брюссель, первая четверть 18-го века, справа - Франция, вторая четверть 18-го века.
Фотографии мои, конечно, желтые, фото на телефон не ахти, да и музейное освещение добавило желтизны, но я не стала исправлять. Желтый - цвет истории. Но одно фото я "отбелила", вот так кружево выглядело 300 лет назад. Тоже Брюссель.
 Манжета. К ней прилагалась парная и воротник. Венеция, середина 17 века.
 И крупнее - детали воротника и манжет:
 
Бордюр, Венеция, середина 17 века. Мне страшно нравится этот вариант вышивки. Эта потрясающая объемность в сочетании с прорезными элементами. Пока даже не догадываюсь, как этот объем достигается.
А это - вуаль. Бесподобно нежная вышивка. Венеция, конец 17-го века. Обратите внимание на толщину переплетений. Вот это точно ювелирная работа.
Возможно, я продолжу тему венского Музея прикладного искусства, потому что он очень разный, в нем совмещается, казалось бы, несовместимое. А пока для самых любопытных здесь есть маленькая, но очень показательная статья о музее. А для самых увлеченных вот тут выложила мини-архив с моими фото музейных кружев, потому что, честно говоря, на уменьшенных фото в сообщении ну ничегошеньки не видно. Отобрала малую толику, в архиве всего 18 фото (из 120 пригодных к рассмотрению), размер архива почти 60 мб. Нужно кому? В общем, вы думайте, а я пока иду спать. Целую всех!

18 комментариев:

  1. О, какая красотища!!! А я знаю, почему ты попала-таки в этот музей. Все-таки школа искусств, "Спасенные шедевры" и пр. художества дают о себе знать))) От этого никуда не деться. Лично меня в музеях больше всего увлекают и впечатляют именно залы ДПИ, живописи, графики и скульптуры... Поэтому, тебя я как никто понимаю)))

    Кружева восхитительные))) Какие же умелицы-кружевницы вышивали и плели эту красоту!!! С удовольствием рассматриваю фотки - просто потрясающе!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот потому и не могла не поделиться - кружева потрясающие. Рада, что тебе тоже понравилось)))
      "Спасенные шедевры" вызывают в моем воображении ассоциацию с другим венским музеем, я о нем тоже расскажу. А на ДПИ мы здесь все немножко повернуты, мне кажется))

      Удалить
  2. Какая красота! Всегда глядя на такие вещи поражаюсь, как можно было в то время создавать такие шедевры!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, я тоже под впечатлением. Не представляю, как это возможно, все выглядит волшебно!

      Удалить
  3. Завораживает... есть к чему стремится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, да))) Но лично мне до такого совершенства так далеко!

      Удалить
  4. Культурный шок! Просто не верится, что вся эта красота рукотворная!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоня, полностью с тобой согласна. Не верится. На фото все равно не все подробности видно, не везде наглядно, насколько это тонкая работа.

      Удалить
  5. Наташ, спасибо за потрясающие фотографии! :) Такое чувство, что в Австрии вообще по всем нашим рукодельным тропинкам музеи существуют. Смотрела когда-то подборку из частного музея бисера, так он тоже был где-то в Австрии, и еще что-то тамошнее попадалось...
    Вот когда хоть что-нибудь, хоть на самом детсадовском уровне научаешься делать руками, то сразу образуется совершенно другой взгляд на ручную работу в принципе. Например, я хорошо понимаю, что вот это все - сделано именно руками, но ПОВЕРИТЬ не могу. Как?! Вот как вот это вот - и СДЕЛАНО?! Оно ж запредельное какое-то! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, да. Там в любой деревеньке есть свой музей. И, самое главное, что сами австрийцы - частые посетители этих музеев, у нас, мне кажется, местные реже в музеи ходят. Вот у меня подруга лет 20 назад была в Третьяковке. И как-то не тянет ее туда. А в Вене есть специальные билеты "для местных", можно за вменяемые деньги купить билет на год. Я в Вене присмотрела три-четыре музея, куда бы я такой билет непременно купила. В том числе и в вышеописанный.
      Фото не сильно плохие, но не студийные, к сожалению, и через стекло. А книжку с образцами этой выставки я в музее не нашла. Поэтому - маємо те, що маємо.

      Удалить
    2. Кстати, попробовала я тут повышивать на тоненьком хлопке (нашла в своем любимом чудо-магазине тканей в Бутово). Не таком тонком, как на этих кружевах, но довольно таки. Это ужас! Нитки мулине - слишком толстые! Ну, или просто руки слишком кривые...

      Удалить
    3. ))) мне страшно представить тонкость работы, для которой нитки мулине - толстые )))
      Австрийцы молодцы, да :)

      Удалить
    4. Если не сильно все испорчу (на что надеюсь), покажу эту тренировочную вышивку)))

      Удалить
  6. Наташ, кружева такие изящные, прелесть! И продолжай!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Продолжение зреет))) Ириш, спасибо!

      Удалить
  7. Я конечно опять в шоке. Вот видела не раз в элементах одежды например кружева и никогда не задумывалась что это же ручная работа!!! Невероятно!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я вот тоже такое великолепие первый раз так близко и в таком количестве увидела. Сказочная работа!

      Удалить