Свой рассказ о путешествиях вообще и о Вене в частности я хочу начать с одного музея. Я попала в него почти случайно, было некоторое количество свободного времени где-то уже в конце моего пребывания в Вене, через день меня снова ждала дорога, я была жутко уставшая и идти куда-либо уже особо не хотелось. Пошла целенаправленно в один из многочисленных парков, чтобы посидеть и отдохнуть, и обнаружила по пути MAK - Österreichisches Museum für angewandte Kunst, по нашему - Австрийский музей прикладного искусства. Почему зашла - не знаю, была уже слишком переполнена впечатлениями, казалось, что уже ничего не может поразить моего воображения. Однако, я ошиблась. Музей очень красивый сам по себе, и снаружи, и внутри. И очень разный по экспонатам - тут тебе и мебель, и посуда, Восток (опять же, фарфор, ткани, рисунки и резьба по кости), чудесные витражи, и экстра-современные выставки. Он открывался мне как волшебная шкатулка. Почему-то плана музея и выставок в нем не оказалось. Сначала мне показалось, что там всего три-четыре экспозиции. Но их оказалось гораздо больше, более того, уже в третьем зале я просто пропала. Иногда ненавязчивые венские смотрители музея (в отличие от наших музейных бабушек там на этой роли в основном молодые люди) заглядывали в зал, убеждались, что у меня все хорошо, что я всего-лишь зависаю над витринами, а не лежу в обмороке от всего этого великолепия, удалялись. Об этом зале вам сегодня и расскажу.
Экспозиция называется "Ренессанс. Барокко. Рококо". Фарфор, мебель и кружева. Как я прочитала позже, в музее хранятся крупнейшие в мире коллекции кружев и венецианского стекла. Стекло я не увидела, возможно, оно находится на втором этаже, где в это время был ремонт, а, может, мне просто было не до него. А вот кружева я вам покажу.
Сразу извинюсь за количество фото (очень сложно выбрать самое-самое) и за их качество - фотографировала на телефон, т.к. на фотоаппарат без вспышки не получалось хоть как-то прилично снимать в помещении.
Воротник, Италия, вторая половина 16 века. Вышивка по ткани, только край обработан фриволите. Вот тут - покрупнее:
Насколько я поняла, это накладка на подушку. Хотя размер не подушечный. По крайней мере. я предпочитаю подушки поменьше раза в полтора. Италия, 16 век.
А это уже другая техника. Вы только представьте себе, как это вышивалось. Ткань - светится, просто паутинка, мне кажется, такой тонкой сейчас не найти. Вышивалось, скорее всего, шелком, ниточка тонюсенькая. Это детали кружева женского чепца, Фландрия, первая четверть 18-го века.
Тут вышивка чуть грубее (по сравнению с предыдущей!), но попробуйте это повторить! Узор, кстати, почти родной, такой весь осенний - тут тебе и желуди, и шиповник. Как говорится, то, что мы и сами любим вышивать))))
Бордюр, Милан, вторая четверть 17 века. Оцените размеры. Точно не могу сказать, измерить вышивку не догадалась, но цветок на нижнем справа фото в диаметре сантиметров 12-14, т.е. ширина полотнища где-то 60 см.
Слева - кружевная отделка и части чепца, Франция, конец 17-го века, край тоже частично выполнен на коклюшках. Справа воротник, Франция, первая четверть 17 века.
Этот мотив мне напоминает нашу сказку про Жар-птицу. Правда, похоже?
Это - галстуки. Слева - Брюссель, первая четверть 18-го века, справа - Франция, вторая четверть 18-го века.
Фотографии мои, конечно, желтые, фото на телефон не ахти, да и музейное освещение добавило желтизны, но я не стала исправлять. Желтый - цвет истории. Но одно фото я "отбелила", вот так кружево выглядело 300 лет назад. Тоже Брюссель.
Манжета. К ней прилагалась парная и воротник. Венеция, середина 17 века.
И крупнее - детали воротника и манжет:
Бордюр, Венеция, середина 17 века. Мне страшно нравится этот вариант вышивки. Эта потрясающая объемность в сочетании с прорезными элементами. Пока даже не догадываюсь, как этот объем достигается.
А это - вуаль. Бесподобно нежная вышивка. Венеция, конец 17-го века. Обратите внимание на толщину переплетений. Вот это точно ювелирная работа.
Возможно, я продолжу тему венского Музея прикладного искусства, потому что он очень разный, в нем совмещается, казалось бы, несовместимое. А пока для самых любопытных здесь есть маленькая, но очень показательная статья о музее. А для самых увлеченных вот тут выложила мини-архив с моими фото музейных кружев, потому что, честно говоря, на уменьшенных фото в сообщении ну ничегошеньки не видно. Отобрала малую толику, в архиве всего 18 фото (из 120 пригодных к рассмотрению), размер архива почти 60 мб. Нужно кому? В общем, вы думайте, а я пока иду спать. Целую всех!
О, какая красотища!!! А я знаю, почему ты попала-таки в этот музей. Все-таки школа искусств, "Спасенные шедевры" и пр. художества дают о себе знать))) От этого никуда не деться. Лично меня в музеях больше всего увлекают и впечатляют именно залы ДПИ, живописи, графики и скульптуры... Поэтому, тебя я как никто понимаю)))
ОтветитьУдалитьКружева восхитительные))) Какие же умелицы-кружевницы вышивали и плели эту красоту!!! С удовольствием рассматриваю фотки - просто потрясающе!!!
Вот потому и не могла не поделиться - кружева потрясающие. Рада, что тебе тоже понравилось)))
Удалить"Спасенные шедевры" вызывают в моем воображении ассоциацию с другим венским музеем, я о нем тоже расскажу. А на ДПИ мы здесь все немножко повернуты, мне кажется))
Какая красота! Всегда глядя на такие вещи поражаюсь, как можно было в то время создавать такие шедевры!:)
ОтветитьУдалитьИнна, я тоже под впечатлением. Не представляю, как это возможно, все выглядит волшебно!
УдалитьЗавораживает... есть к чему стремится!
ОтветитьУдалитьО, да))) Но лично мне до такого совершенства так далеко!
УдалитьКультурный шок! Просто не верится, что вся эта красота рукотворная!!!
ОтветитьУдалитьТоня, полностью с тобой согласна. Не верится. На фото все равно не все подробности видно, не везде наглядно, насколько это тонкая работа.
УдалитьНаташ, спасибо за потрясающие фотографии! :) Такое чувство, что в Австрии вообще по всем нашим рукодельным тропинкам музеи существуют. Смотрела когда-то подборку из частного музея бисера, так он тоже был где-то в Австрии, и еще что-то тамошнее попадалось...
ОтветитьУдалитьВот когда хоть что-нибудь, хоть на самом детсадовском уровне научаешься делать руками, то сразу образуется совершенно другой взгляд на ручную работу в принципе. Например, я хорошо понимаю, что вот это все - сделано именно руками, но ПОВЕРИТЬ не могу. Как?! Вот как вот это вот - и СДЕЛАНО?! Оно ж запредельное какое-то! :)
О, да. Там в любой деревеньке есть свой музей. И, самое главное, что сами австрийцы - частые посетители этих музеев, у нас, мне кажется, местные реже в музеи ходят. Вот у меня подруга лет 20 назад была в Третьяковке. И как-то не тянет ее туда. А в Вене есть специальные билеты "для местных", можно за вменяемые деньги купить билет на год. Я в Вене присмотрела три-четыре музея, куда бы я такой билет непременно купила. В том числе и в вышеописанный.
УдалитьФото не сильно плохие, но не студийные, к сожалению, и через стекло. А книжку с образцами этой выставки я в музее не нашла. Поэтому - маємо те, що маємо.
Кстати, попробовала я тут повышивать на тоненьком хлопке (нашла в своем любимом чудо-магазине тканей в Бутово). Не таком тонком, как на этих кружевах, но довольно таки. Это ужас! Нитки мулине - слишком толстые! Ну, или просто руки слишком кривые...
Удалить))) мне страшно представить тонкость работы, для которой нитки мулине - толстые )))
УдалитьАвстрийцы молодцы, да :)
Если не сильно все испорчу (на что надеюсь), покажу эту тренировочную вышивку)))
УдалитьОбязательно! :)
УдалитьНаташ, кружева такие изящные, прелесть! И продолжай!
ОтветитьУдалитьПродолжение зреет))) Ириш, спасибо!
УдалитьЯ конечно опять в шоке. Вот видела не раз в элементах одежды например кружева и никогда не задумывалась что это же ручная работа!!! Невероятно!!
ОтветитьУдалитьЯ вот тоже такое великолепие первый раз так близко и в таком количестве увидела. Сказочная работа!
Удалить